С начала следующего года, т.е. от 1 января 2011 года вступает в силу новая версия Инкотермс 2010. Incoterms 2010 - это свод (кодификация) правил внешней торговли, наиболее широко употребляемых в международной торговле. Широкое применение в международных торговых операциях и практике получили версии Инкотермс 1990 и Инкотермс 2000 гг. Новый текст был опубликован Международной торговой палатой (International Chamber of Commerce) и будет применяться с начала 2011года наряду со старыми сборниками правил, т.к. стороны по внешнеторговой сделке автономны в выборе применимого права.

Между Инкотермс 2000 и новым Инкотермс 2010 есть ряд существенных отличий. Одни изменения должны будут включаться в новые договора купли-продажи товаров, заключённые до 1 января 2011 года, другие - просто должны быть обусловлены соглашением и приняты во внимание при подготовке контрактов, вступающих в силу с 1 января 2011 года. Нужно обратить особое внимание на указанные сроки заключения внешнеторгового договора, т.к. с 1 января 2011 года любая ссылка на Инкотермс в контракте, подписанном 1 января или после, будет подразумевать ссылку на Инкотермс 2010, если стороны не договорились иначе. Если Ваша организация занимается ВЭД, то рекомендуем провести тщательную ревизию типовых договоров Вашей организации, в которых есть ссылки на Инкотермс, чтобы убедиться, что все договоры соответствуют нормам Инкотермс 2010.

Изменения в Инкотермс 2010 коснулись, прежде всего, условий поставки. Так, в последней версии исключены условия поставки DAF (Доставка товаров до границы/Delivered At Frontier), DES (Поставка с борта суда/Delivered Ex-Ship), DDU (Доставка без оплаты пошлин/Delivered Duty Unpaid) и DEQ (Поставка с причала/Delivered Ex-Quay).

Из-за увеличивающегося количества прямых продаж и контейнеризации вместо этих термина введены новые условия поставок по Инсотермс 2010:

Доставка в пункте / Delivered at place (DAP). Данный термин заменяет собой ранее популярный термин «Доставка без оплаты пошлин» (DDU)

Доставка товаров до границы (DAF)

Поставка c борта судна (DES)

Доставка на терминале (DAT), который заменяет собой термин Поставка с причала (DEQ).

В 2009 году ведущие страховые рынки приняли исправленные «Условия страхования грузов» (LMA/IUA). Термины «Стоимость, Страхование и Фрахт» (CIF) и «Перевозка и страховка оплачены» (CIP) были изменены для того, чтобы показать наличие страхования. Поправки также проясняют информацию по обязательствам относительно страхования.

Также революционным положением Инкотермс 2010 является обязанность сотрудничества продавца и покупателя в вопросах обеспечения экспортно-импортной очистки. Incoterms 2010 закрепляет обязанности по предоставлению информации для того, чтобы добиться экспортно-импортной очистки (например, информация относительно цепи поставок).

Уточнены обязательства относительно сборов за транспортное обслуживание на терминале.

Текст Инкотермс 2010 стремится к тому, чтоб уменьшить вероятность возникновения ситуаций, когда Покупателю придётся платить дважды за транспортную обслуживание на терминале. Цена за перевозку товаров до условленного места назначения, результатом чего обычно является то, что покупатели вынуждены платить дважды, должна исчезнуть благодаря поправкам к Инкотермс 2010 и условиям : CIP, CPT, CFR, CIF, DAT, DAP и CCP.

Инкотермс 2010 содержит и разъяснения по вопросу перепродаж товара (как, например, множественная перепродажа товара во время транзита). В частности, в термины FCA, CPT, CIP, FAS, FOB, CFR и CIF внесены поправки, предусматривающие, что продавец в середине цепочки продаж несет обязательство "обеспечить отгрузку товара", а не "отгрузить" товар. В обязательства продавца по заключению договора перевозки груза внесены поправки, позволяющие продавцу «обеспечить» договор поставки. Основные поправки в новый текст Инкотермс 2010 не требуют каких-либо конкретных действий, но они должны быть рассмотрены и учтены при подготовке подготовке и заключении контрактов, которые вступают в силу от 1 января 2011 года. Это касается, прежде всего, использование Инкотермс 2010 в контрактах для продажи на внутреннем рынке. Условия Инкотермс 2010 были адаптированы для использования во внутренних контрактах. Это облегчило внедрение Инкотермс в контракты, связанных с движением товаров внутри страны - например, в рамках торгового блока, таких как ЕС, где экспортные и импортные формальности в значительной степени исчезли, и в США, где наблюдается увеличение использования Incoterms 2010 вместо Модельного Торгового Кодекса (Uniform Commercial Code) при продажах на внутреннем рынке.

В Инкотермс 2010 новый текст делит условия поставки на две широкие категории:

Доставка любым видом транспорта (морской, авто, воздушный, ж/д), к которым относятся условия ExW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP

Доставка по морю и внутренним водным путям. К данным условиям Инкотермс 2010 относит: доставку к борту судна / Free Alongside Ship (FAS); доставку на борт судна / Free on Board (FOB); стоимость, включая фрахт до / Cost and Freight (CFR); стоимость, страхование и фрахт / Cost, Insurance and Freight (CIF). Ранее зачастую условия поставки FOB ошибочно использовались для обозначения любого пункта поставки. Новая редакция Инкотермс 2010 четко указывает, что правило FOB предназначено для использования исключительно для морского и внутреннего водного транспорта. Incoterms 2010 предусматривают обязательство сторон хранить договорную документацию и данные, независимо от их формы.

Следует быть в курсе последних изменений и если Ваша компания занимается внешнеторговой деятельностью, либо планирует заключение внешнеторговой сделки с применением Инкотермс мы настоятельно рекомендуем Вам получить профессиональную консультацию юриста в нашей компании. Путаница и потенциальные споры относительно применимого права и правил Инкотермс могут привести к весьма нежелательным последствиям, в том числе связанным с задержками и сложностями в таможенном оформлении грузов, поступающих по таким контрактам.

Мы будем рады оказать Вам помощь и готовы помочь Вам в составлении и ревизии договоров. Для получения первоначальной бесплатной консультации свяжитесь с нашими офисами в Москве +7 495 6624707 или в Праге + 420 272 732750.

Для частных клиентов

Вам нужно организовать международный переезд? Или планируете отправить личные вещи за границу, получить товары с аукциона, выполнить таможенное оформление легкового автомобиля, мотоцикла или яхты, а также многое другое, не нарушив при этом закон?

читать далее
Для корпоративных клиентов

Необходима доставка партии груза из Европы, полный аутсорсинг ВЭД, или таможенное оформление? Требуется хранение на таможенном складе, или сертификация товара для использования в ЕС или ОАЭ?

читать далее
Наши офисы
  • В Праге

    Kolínská 1722/16, Praha 3 - Vinohrady, 130 00

    +420 737 142 654
    Чешский Дом при Посольстве Чешской Республики в РФ, подъезд №8
  • В Праге

    Kolinska 16, 130 00, Praha 3

    +420 737 142654
    около метро “FLORA”